Blogger Widgets

“Господь сила моя и пение мое — Господь”.

Издавна в народе сильные люди привлекали к себе внимание. Невозможно не заметить стройного, высокого юношу с атлетической фигурой и приятной внешностью. Сердце радуется, когда из уст такого человека исходят еще слова мудрости и знания. Обычно к таким людям тянутся другие, как к сильным и волевым личностям. Максим Горький однажды сказал: “В человеке должно быть прекрасно и душа и тело ”. Но однажды грех вошел в мир, а с грехом стали исчезать внутренняя и внешняя красота. Чем больше грех завладевал человечеством, тем сильнее становился разрыв между Святым Богом и заблудшим человеком, повествует нам Библия. Люди перестали нуждаться в Боге и надеяться на Его помощь и поддержку. Предметом поклонения стал не Творец, а творение. В мире появились искусственные заменители радости, но от этого жизнь не становилась краше. Лишь когда Господь входит в сердце человека, его жизнь наполняется смыслом и глубоким пониманием того, что только Бог дает силу и способности правильно и свято жить здесь на земле.

Сегодня я хотел обратить внимание на вторую часть, приведенного выше стиха, где сказано: “Пение мое — Господь”. Творческое начало заложено в человеке Богом. Библия призывает нас хвалить Вседержителя, петь Творцу, превозносить Его от земли до небес. Однажды “вкусившие благого глагола Божия и сил будущего века” всегда будут приносить Господу песнь благодарности. Рожденный к новой жизни будет искать общения с Отцом Вечности, чтобы выразить Ему глубокую признательность, посвятить Господу свои песни, музыку, поэзию и все, чем наделил его Бог. Познавшие радость спасения говорят: “Господь сила моя и пение мое — Господь”. Творчество этих людей наполнено глубоким внутренним содержанием, высоким духом и способностью видеть во всем кисть Великого Художника Вселенной. Их песни и музыка носят отзвуки непреходящего царства, они вводят нас в общение с живым Богом, возжигают дух, приносят благодать слушающим, назидают в вере, устремляют в просторы вечности. Прослушав подобное пение или музыку, грешник умиляется сердцем, сокрушается духом, в прахе и пепле раскаивается пред Создателем.

Когда Отец Вечности касается нашего духа, мы способны творить во славу Божию. Любое наше произведение должно отображать Божественное откровение людям. Творец использует наши способности и таланты, чтобы явить Себя. Как представители небесного града мы обязаны в наших произведениях провозглашать волю и законы Вездесущего на земле, ибо “мы посажены во Христе Иисусе на небесах”. Мы не имеем права делать что-либо от себя, не согласовав все прежде с волей Божией. Как скорбно, что иногда в произведениях много привнесенного не из царства нашего Господа. Некоторые, получив светское музыкальное образование, пытаются внести в мир Божьей, вечной красоты элементы халдейских творений, вызвать эффект у слушателей. Мы начинаем восхищаться их мастерством, профессионализмом, эрудицией. Но Богу ли это нужно? Получив таланты от Всеведующего, мы должны принести все это снова Ему, как благовонную жертву, способную доставить радость Творцу. Великое благо, которое можно только пережить здесь на земле, состоит в том, что мы позволяем Создателю употреблять нас для Своей славы, руководить творческим процессом в нас. Христианский поэт, художник, композитор обязан отобразить то, что уже так прекрасно создано Всемогущим. Он должен не внести чуждой мелодии, не нарушить Божьей гармонии, но увидеть во всем чудесный почерк Творца. Познавая небесные законы, мы продолжаем Божье дело на земле. Духовный мир открывает нам все новые и новые возможности, чтоб быть соработником на Господней ниве. Входя в церковь, мы присоединяемся к Божьему плану и не имеем права вносить “чуждый огонь” в служение.

Духовная музыка и пение призваны, чтоб назидать в вере других.

Когда Божья рука касается струн нашей души, то “все мое” подчинено законам Духа. Апостол Павел однажды сказал: “Закон духа во Христе, освободил меня от закона рабства”. Новая жизнь в Господе рождает новый псалом, свободный от стихий этого мира. Почему же очень часто можно услышать пение и музыку не во славу Бога? Причин для этого очень много, но в основном они зиждутся на желании показать что-то свое, продемонстрировать наши способности.

Библия открывает нам истину, что:
Духовная музыка — назидает.
Душевная музыка — развлекает.
Плотская музыка — развращает.

Писание говорит, что “поклоняющиеся Богу, должны поклоняться Ему в духе и истине. Господь ищет Себе таких поклонников”. Если в творчестве духовное начало преобладает над душевным естеством, то мы получаем назидание в вере. Духовная музыка и пение возносят нас на высоты, утверждают на пути следования за Господом, поскольку творят ее духовные люди, будучи движимы Духом Святым. Композитор, увлеченный размышлением над Вечным Словом, не будет выставлять на показ свое, ибо мотивом для написания произведения был сюжет из Библии. Такое раздумье над бессмертными строчками животворит дух.
В чем сила духовного произведения? В огромном воздействии на внутренний мир человека. Божественные истины, облеченные в чудные мелодии, вызывают слезы покаяния и сердечного сокрушения. Имея высокий дух от Бога, христианский композитор пишет о том, что взволновало его сердце, видя происходящее вокруг. Библия говорит, что “духовный человек судит обо всем”. Водимый Духом от Бога, он преподает “некое духовное дарование”, выраженное поэзией души.

Душевная музыка отображает наше отношение к миру, в котором мы живем.

Сегодня мы слышим очень много песен о природе, так дивно созданной Творцом. Мы восхищаемся радостным щебетанием птиц, журчанием ручья, тихим шелестом трав, пением ветра на просторе, могучим раскатом волн. Иной раз мы просто замираем от восхищения, происходящего вблизи нас. Другое дело, как мы реагируем на все это? Какие чувства наполняют нашу душу? О чем говорит нам то или иное явление? Один, смотрит на все это, как на творческий акт Вседержителя, а другой видит всего лишь смену времен года или обычных событий. Душевная музыка затрагивает наши эмоции, струны сердца и лишь рожденный свыше человек сможет отобразить это в своем творчестве, как песнь Творцу, гимн Подателю всех благ. Разве народное творчество не затрагивает порой наше ухо? О да, в нем много интересного, таинственного, непостижимого. В душевном пении очень часто можно услышать тоску, которую никто не может понять или радость, которая исчезает, как пар. Фрэнсис Бэкон однажды сказал: “Хотя мы живем на земле и взираем на небо, души заключены в пещере нашего тела; так что они неизбежно воспринимают бесчисленное множество обманчивых и ложных образов”.  Душевное пение пытается вызвать искусственную радость, хоть немного повеселить сердце. Еще на заре развития человечества Иувал, потомок Каина, стремился заглушить голос совести игрой на гуслях и свирели.  Основным элементом в таком пении и игре является мастерство и умение проявить себя, вызвать упоение у слушателя. Народные песни отображают быт и культуру общества. Обычно мелодии этих песен легко проникают в душу, почти всегда “на слуху”, но они не могут затронуть дух, потому что для духа иная пища. Душевный человек просто восхищается миром вокруг нас, духовный же, имея помазанное око, воздает славу Богу и присоединяет свою хвалу к ликованию во Вселенной. “Ведь душа — частица Божества”, - сказал один из поэтов, поэтому в посвященных Вседержителю песнях должен быть восторг нашего духа.

Христианская песня — неизменная спутница народа Божия.

Центром такой песни всегда будет Господь. Прославление Бога песнопением уходит в глубокую древность. Моисей, Давид, Асаф, сыны Кореевы, Мариам, Девора, Мария и многие другие славословили Творца Вселенной. Хоровое пение во времена Соломона достигало самого большого рассвета. Пели не только левиты, но и все, желающие возвеличить Господа. Когда народ израильский ликовал пред лицом Иеговы, враги приходили в страх и трепет. В песнях поклонения Творцу присутствовал дух смирения, но зато как сильно воспевалось величие Божие. В наше время, когда святые собираются вместе, общее пение имеет преимущество перед хоровым служением. Каждый, как только может, имеет возможность прославить Творца. В последнее время в некоторых церквах стали практиковать группы прославления, взамен хоров. Это не евангельское учение. Хоры ангелов приветствовали Христа явление на эту греховную землю. В новом, небесном Иерусалиме Господа будут славословить хоры, которые спасены кровью Агнца. Групповое пение или соло, во славу Вседержителя, всегда сопровождало служение в нашем братстве, а вот группы прославления — веяние духа времени. Обычно, группы поклонения, это особая часть людей в церкви, необычно воздействующая на чувства и эмоции посетителей. Как правило, такие певцы из числа новообращенных, хотят внести свое понимание пения в церкви и сделать подобную форму служения каноном.

Следует отметить, что мелодия таких  песен слабо развита или носит скачкообразный характер. Она не вызывает благоговения, скорее всего говорит о скудости понимания Бога и Его величия. Если “пение мое — Господь”, то почему так мало красок о моем Господе, где гибкость и глубина музыкальной выразительности?

Что очень сильно возмущает душу, так это “дешевый текст”. Слова песен не отображают сути Бога, не побуждают к глубокому размышлению, не укрепляют в вере и не зовут на подвиги. Обычно, это короткая фраза или набор слов без смысла и значения, повторяющиеся много раз. Один “специалист” сказал мне однажды: “Молодежи легче запомнить несколько фраз, чем текст”.  Как жаль, что авторы не придают тексту песен должного внимания!  Ведь Вначале было Слово…”. Это Слово было о Боге и Его благословенных делах.

Третьим негативным моментом в пении групп прославления — очень подчеркнутый, колкий, навязчивый ритм. Он носит отголоски духа времени и заимствован у мира сего. Ничего нельзя сделать, кроме как притоптывать ногой да раскачиваться в обе стороны. Скорее всего, он действует на мышцы и вызывает судорожные движения. Шаманы использовали это средство, чтоб поработить души, ввести их в состояния транса.

Гармония  подобных песен построена на диссонансах и очень противоречива.
Темп весьма подвижный, не позволяющий глубоко поразмыслить. Все как бы впопыхах да в сплошной суете.

Частое, неоправданное употребление синкопы сбивает внутренний настрой, нарушает пульсацию, вводит в состояние дискомфорта. При всем этом очень трудно распознать текст, теряется контроль над действиями. О, как пагубно действует это на душу!

Манера исполнения почти как у халдеев. Очень часто можно услышать подражание современным поп звездам, увидеть движение по сцене, излишние жестикуляции, провоцирование зала сказать что-либо в одобрение.

Форма одежды обычно при этом никак не вводит в размышление: “как прилично святым”. Неприличие становится нормой жизни в среде таких поклонников, а из уст можно услышать: “Ты не смотри, каков я снаружи. Я сердцем служу Богу”. Какое обольщение! “От избытка сердца говорят уста”.

 Обычно, на добрые пожелания братьев и сестер изменить все к лучшему, такие люди, не задумываясь отвечают: “Как умею, так и пою. Как научился играть, так и буду. Я не должен заставлять себя делать то, что мне не нравится”.

Не уж то поклонение Богу не требует определенных правил? Разве, все выше сказанное, вводит нас в общение с живым Господом? Писание говорит нам, что такое проявление — мерзость в служении пред Творцом. Харизма — проявление духовных даров. Но что делать, если вдохновителем этого явления не Божий Дух?

Подойдя к пределам обетованной земли, Моисей должен был повторить новому поколению Евреев Божий Закон. Повторить в точности, со всей подробностью, смело и строго. Зачем все это? Когда они шли в страну, где течет молоко и мед, в место покоя и радости, по пути народ Божий очень много позаимствовал ненужного от окружающих народов. Благословенно жить в новой стране можно было только при одном условии, отвергнув нечестие и мирские похоти. Новую землю Господь дал новому поколению, ради старого завета с праотцами. Без анализа прошлого, без четкого усвоения старых ошибок, не может быть успех для потомков. Отрицая опыт и добрые традиции прошедших веков, мы никогда не сможем уменьшить разрыв между поколениями. Каждый раз, извлекая уроки из прошлого, повторяя уроки прожитого, мы будем правильно двигаться вперед. Так всегда делал Бог. Старший учит младшего, а младший должен в смирении принимать наставление, чтоб не повторять чужих ошибок. “Нет ничего нового под солнцем”, сказал премудрый Соломон. Беда в том, что это “новое” есть просто обольщение от диавола. С болью в сердце услышал я однажды слова одного человека: “Я не могу убедить  своего ребенка петь песни моей юности. Теперь они живут в другое время. Им то и петь не по-нашему”. Не по нашему? А что, разве плохие песни приняли мы от первопроходцев веры? Не чрез их ли самоотверженную жизнь родились гимны, которые звали и будут еще звать многих к святой и благословенной жизни в Боге? Не они ли рассказали нам в своих песнях, стихах, как верно и преданно служить Христу? Не они ли дали нам пример для будущих поколений?