Blogger Widgets

Поклонение чрез пение и музыку

 “А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем”  (Пс.5:8).

Вопрос поклонения занимает в Библии ведущую роль. Прекрасно понимал этот вопрос Авель, когда принес Богу “жертву лучшую, чем Каин”.
Ной в своем поклонении обратил  на себя лицо Господа.
Илия получил свидетельство, что угодил Богу. А далее можно бы было привести очень много примеров из жизни Авраама, Исаака, Иакова, Даниила, волхвов, учеников Господа Иисуса Христа, которые знали, что такое поклонение Богу. Апостол Павел говорит, что не хватит времени, чтобы повествовать о героях веры, которые “поклонялись Богу в духе и истине”.

К специфическим элементам христианского поклонения относятся:
- чтение Писания: “Доколе не приду, занимайся чтением” (1Тим.4:3);
- проповедь: “Проповедуй Слово, настой во время и не во время” (2Тим.4:2);
- молитва: “Прежде всего, прошу совершать молитвы” (1Тим.2:1);
- пожертвования:  “Откладывайте у себя” (1Кор.16:2);
- духовные дары:  “Когда вы сходитесь … к назиданию” (1Кор.14:26);
- вечеря Господня: “Ученики каждый день пребывали в храме” (Деян.2:46);
- песнопения:   “Научайте и вразумляйте друг друга”
            псалмами,
            славословиями,
            духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших                     Господу”.

Хорошим примером псалмов могут послужить книги Псалмов Давида.
Псалом, это:
- хвала,
- хваление,
- хвалебная песнь. 

Это также может быть поучительный рассказ, сопровождаемый звуком кимвалов, псалтырей и гуслей  (Неем.12:27). Давид, желая подчеркнуть свою любовь к Господу, воскликнул: “Я прославлю Его песнью моею”  (Пс.27:7).

Песнь, как поучительный рассказ, содержит в себе:
- учение о благочестии,
- прославление Голгофского подвига Иисуса Христа.

Верующие в первые времена пели из Псалмов Давида. Эти песни воодушевляли на подвиги благочестия. Псалмами услаждались в тяжелые годы гонений, вдохновлялись, чтоб мужественно перенести страдания. Песнь воспевала Мариам, Анна, Девора, Мария и другие люди. Псалмы пели во время различных трудов и занятий, назидались ими во время отдыха. Блаженный Иероним пишет: “Земледелец, идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец наслаждается псалмами и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида”. Афанасий Великий пишет, что в псалмах должно быть отражено состояние души человека и движение его мыслей. В псалмах слушатели должны найти себе наставление в вере, при этом псалом должен вызвать благодарность Господу за то, что Он не равнодушен к проблемам творения. Его Всевидящее око всегда над нами, чтобы содействовать на земных дорогах, направлять стези сердца к небу. По своему великому назначению, псалмы пользуются особым уважением не только в Богослужении, но и в быту, поскольку они обращены к различной категории верующих, с различным духовным возрастом. Наше поющее братство имеет огромное духовное наследие.  “Песнь Возрождения” в ее первой редакции, показала много псалмов, которые касаются струн души, зовут к святой и благочестивой жизни. К большому сожалению, не многие песни последних дней обладают внутренним пылом и глубокой духовностью. Мне кажется, что в святом народе, на определенном этапе следования за Господом,  была утеряна преемственность поколений. Молодые “Тимофеи” не смогли ухватить нить, связывающую детей и отцов. Произошел разрыв в понимании предстояния перед Всевышним Богом и служения Ему. В творческом развитии должен сохраняться Высокий Дух, чтоб развивать традиции, утвержденные Богом. Когда же в деле служения происходит смешивание чистого с нечистым, Господь не благоволит к этому.

Господь призывает нас научать и вразумлять друг друга также славословиями.

Жертва благодарности имела отличие от обычной жертвы. У нее был особый мотив к славословию, другие оттенки красок, при этом сохранялся дух смиренного поклонения пред Творцом, глубокое благоговение. Разумея волю Господню, Давид призывал: “Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением”  (Пс.106:22). Мы славословим Бога:
            за доброту и любовь к нам  “Благословен Грядущий во имя                         Господне”  (Пс. 117:29);
            за Его покровительство  “На Бога уповаю, не боюсь, что сделает                 мне человек” (Пс.56:12);
            за спасение   “Славлю, что Ты услышал меня и соделался моим                   спасением”  (Пс.117:21);
            за ежедневное попечение о нас; 
            за веру, надежду и любовь;
            за благодать, “дарованную во Христе Иисусе”   (1Кор.1:4);
            за исцеление;
            за победу над грехом и смертью.

Дорогие друзья! Все выше сказанное является темой для наших славословий Господу.  “Идите пред лицо Его с восклицанием и славословием”, - призывает неоднократно Давид народ Божий. В славословии выражаются особые чувства благодарности. Язык человека, славящего своего Создателя,  находит много слов, подчеркивающих величие Господа. Обычно мелодии таких гимнов приводят к глубокому смирению и трепетному волнению, а на душе всегда будет сладостно. Ярким примером славословия есть гимн: “Коль славен наш Господь в Сионе” или же — “Христа да возвеличат все”. Гимны славословия никак не сочетаются с песнями поклонения, которые распеваются сегодня на все лады. Нет! Наш Бог не такой, как его представляют харизматические течения. Он не требует рукоплескания и раскачивания в разные стороны. Ему чужд свист и оголтелый крик людей, находящихся в экстазе. Это ли можно назвать поклонением? Скорее всего, это фрагменты из языческих оргий и оккультных поклонений. Однако как часто нам преподносят, нечто подобное, современные “лидеры христианства”, находясь в оковах сатаны.  
Когда мы говорим, что Господь хочет научать нас чрез духовные песнопения,  значит, такая форма поклонения угодна Ему. Такие песнопения вводят нас в присутствие Господа и  открывают небо. В них мы превозносим Бога, а Он, смотря на искренность нашего поклонения, животворит наш дух. Неземная  радость наполняет сердечный храм, когда мы воспеваем: “Все Иисусу отдаю я, весь Ему принадлежу”. Нам не страшно произносить эти строчки, потому что мы  полностью принадлежим Ему, а Он живет в нас. “Кажется, в эти мгновенья ангелы в небе поют” вместе с нами.  Эти песни настолько взрыхляют почву сердца, что уже здесь на земле мы вкушаем сладость небесного общения. Вот уж поистине все, как в раю. Духовные песнопения доставляют плод нашему духу! Соприкасаясь духом с вечностью,  мы восторженно поем:

                                    “Я здесь не свой, страна чужая
                                    И для души все чуждо в ней
                                    Я рвусь туда в просторы рая,
                                    Где ярче, лучше и светлей”.

Друзья мои! Воспевающий духовные песни, не примется высоко поднимать ладони к небу и закрывать на виду у всех свои очи; он не станет особым образом выражать эмоции на лице, но в глубоком смирении, подобно Анне в храме,  вознесет свою песнь пред Господом.

В самом начале, мы отмечали, что поклонение должно быть в страхе Господнем. Это основной критерий нашего служения. Господу нужны преданные и верные служители, не поддающиеся соблазну петь в угоду кого-либо или играющие, как этого требует дух времени. Бог отделял Себе таких служитей и велел им “провещавать на цитрах, псалтырях и кимвалах”. Кроме того, они, как мы читаем (1Пар.25:1), были отчислены на свой труд. 

Хочется отметить два важных момента.

Во-первых, это были особые люди, которых посвятили на дело служения.
Во-вторых, их отчислили, то есть число их было строго определено.
Из общего числа войска Господня или воинов защитников, Давид и начальники войска отдали Господу в храм для служения певцов и музыкантов. Сегодня, когда мы говорим о поклонении Господу в пении и музыке, важно усматривать людей на основании выше изложенных двух принципов. Посвященный на дело служения должен иметь помазание от Бога, чтоб отличать чистое от нечистого. В его внутреннем мире должно быть четкое представление, какие песни угодны Богу. Его духовное ухо должно быть очень чутко, чтоб чуждые мелодии извне не проникли в церковное служение. Его разум должен быть трезв, чтоб текст был Богодухновенным. Он обязан иметь мудрое сердце и чистую совесть, чтоб сказать: “Нет халдейским напевам”,  когда диавол будет делать пролом в Храм Божий. Такого служителя должен интересовать один вопрос: “Угодны ли слова, мелодия, темп, ритм Богу и святым в Церкви?” Посвященный человек будет искать того, “что служит к миру и взаимному назиданию” верующих. Дело, вверенное ему Господом, он будет оберегать и отстаивать, как бы трудно это ему не стоило. Он будет бить тревогу, когда услышит о том, что враги дела Божьего приехали со своими, чуждыми христианству фонограммами, чтоб рекламировать себя, а не побуждать народ в страхе поклоняться Господу. Наконец, такой служитель возьмет на себя ответственность, чтоб не допустить “вавилонских напевов” в служение. Для него всегда будет работать правило: прежде чем допустить пение или игру для прослушивания в церкви, эту “пищу для слушателей” он выслушает сам.
Второй очень важный момент отмечен в Писании. Давид и начальники войска, ведущие брань с врагами Израильтян, брали и отчисляли из своего войска певцов, способных возвестить о великих делах Божиих. В народе израильском знали о том, как чудно Господь действовал, когда Евреи славословили Иегову.  Друзья! Князь мира сего не может терпеть, когда возвещается о силе и могуществе нашего Бога. Определенное число посвященных Господу певцов могут разрушить хитрые замыслы сатаны. Только знаете, о чем они поют? Конечно же, о Всесильном Боге и Его Возлюбленном Сыне Иисусе Христе! Подумайте только: в лагере врага провозглашается свобода от рабства. Духовные песнопения возвеличивают заслуги Христа, открывают новые горизонты для благословенной жизни, побуждают прийти к Богу с покаянием. Давид и начальники войска знали, что благословение от рук Вседержителя. Знаем ли об этом мы? Осознает ли каждый служитель, что регенту поручено великое дело проповеди Евангелия чрез пение? Каждый раз, работая с хором или группой певцов, регент делает все от него зависящее, а остальное — дело рук Господа. В этой связи, хотелось просить всех пресвитеров помогать своим регентам, чаще молиться с ними, вдохновляя “второго проповедника” на святое дело. Ведь регент в лице хористов призван кормить народ Божий здоровой пищей, укрепляющей веру слушающих. Помоги Господь, чтоб посвященные музыке и пению люди, могли еще ревностней совершать это служение во славу Всемогущего Бога. Будем призывать их, чтоб со страхом и трепетом они входили в присутствие Господне, провозглашая волю Божью на земле.

Дорогой брат, служитель Божий! Постарайся найти время, чтоб обсудить вместе с регентом, как более плодотворно провести предстоящее Богослужение. Будем помнить, что пастор, в лице проповедников и регент, в лице хористов питает народ Господень. Придет время, когда Христос с радостью представит в Своем Царстве к награде тех, кто ревностно совершал свое служение на земле.